Актуальные вопросы
 

 

 

 

                                                          Актуальные вопросы

 

 

 

                                                        АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

 

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требованиями в семье, а могут и отличаться. Очень важное умение, которое осваивает ребенок, адаптируясь к детскому саду, - это умение различать ситуации и анализировать, что можно и что нельзя с теми или другими людьми, в тех или иных случаях.

Теперь не только мама и папа, но и очень много разных людей (и взрослых, и сверстников) и разных обстоятельств (режим, расписание занятий, правила поведения и даже меню) влияют на малыша. Ему нужно научиться отстаивать свое мнение - но уважать правила, защищать себя - но не обижать других, быть личностью - но ценить коллектив, иметь свои постоянные вкусы - но допускать и что-то новое.

Это не просто. Новые обстоятельства потребуют времени для адаптации ребенка к новым условиям. По мнению психологов, у ребенка трех-четырех лет период адаптации длится 2-3 месяца. Если такой период длится дольше, родителям стоит проконсультироваться с психологом и помочь ребенку. Возможно, переживания по поводу садика совпали с какими-то не менее важными переживаниями, и ребенок не может самостоятельно с ними справиться, тогда "отказ" от садика означает его потребность в помощи и поддержке родителей.

Вот несколько типичных ситуаций, с которыми сталкиваются родители, когда ребенок начинает ходить в детский сад (то есть начался адаптационный период).

"НЕ ХОЧУ!" Ребенок плачет, капризничает каждый раз, когда приходит время идти в садик. Это (как ни странно) самый "благоприятный" вариант: он позволяет ребенку открыто говорить о том, что ему не нравится. Родители могут ему сочувствовать, говорить, что им действительно жалко, когда он грустит, расставаясь с ними, но "так уж устроен мир - мамы и папы работают, а дети ходят в садики и в школы". Ребенок, который открыто протестует против садика, чаще всего довольно хорошо адаптируется, если родители не ругают его, не стыдят, а выражают сочувствие, оставаясь уверенными в том, что садик - хороший выбор для их ребенка.

ЧАСТЫЕ БОЛЕЗНИ. Ребенок начинает болеть буквально с первых дней посещения садика: "неделя в садике - неделя (а порой и две) дома". Многие родители сетуют на садик: мол, недосмотрели, сквозняки, детей заболевших принимают, инфекция... Считая, что дело в конкретном садике, родители переводят ребенка в другой, в третий, но ситуация радикально не меняется. Почему? Просто потому, что виноват чаще всего не садик, точнее, не КОНКРЕТНЫЙ садик, а сама ситуация перехода ребенка к самостоятельному пребыванию где-то без родителей. Как известно, физическое и психическое развитие ребенка взаимосвязаны, и организм ребенка иногда помогает ему справляться с тревогами и переживаниями. Чаще всего болеют именно те дети, которые не очень сильно капризничают и плачут, не выражая явно, словами и слезами, нежелание идти в садик. Это "послушные" дети, они хотят, чтобы мамы и папы были довольны их самостоятельностью, и стараются их не расстраивать. Но если адаптация для такого ребенка происходит сложно, организм дает эмоциям "передышку": ребенок болеет, остается дома. Многие родители замечают, что спустя несколько месяцев после того, как ребенок пошел в садик, он болеет все реже и становится активнее, разговорчивее, взрослее. Если "болезненная" адаптация не проходит в течение полугода, родителям необходимо посоветоваться с детским психологом.

ДОМА - КАПРИЗЫ, В САДИКЕ - УСПЕХИ. "Удивительно, но мой сын в садике совершенно не такой, как дома. Мне даже обидно, ведь я дома так стараюсь, а он там гораздо лучше себя ведет, чем со мной. Во-первых, он там ЕСТ. Причем воспитательница говорит, что старается съесть первый и поднимает тарелку похвастаться! А дома я за ним бегаю с ложкой! Во-вторых, он сам ОДЕВАЕТСЯ! Дома может часами ходить в одном носке! Такое впечатление, что всеми плодами моего воспитания и моих усилий пользуются воспитатели в садике: я с ним дома борюсь, а там - "Какой у вас самостоятельный, развитый ребенок!".

Дело в том, что в садике ребенок часто видит именно то место, где его готовы воспринять таким, каким он себя ПОКАЖЕТ. Он пока не может постоянно БЫТЬ таким самостоятельным, целеустремленным и "взрослым", он набирается сил и выражает все свои тревоги и сомнения дома, маме, в виде капризов и непослушания, а в садик он приносит ту форму поведения, которая, как он считает, больше всего ценится в обществе. Он хочет общественного уважения! Скорее всего, скоро он сможет так же "достойно" себя вести и в других местах, а дома будет иногда безобразничать, отдыхая от тяжелой социальной роли "хорошего ребенка". Конечно, родителям, особенно мамам, бывает обидно, что ребенок хорошо себя ведет с другими, а с ними капризничает! Однако важно понимать, что это непослушание ребенка именно с близкими людьми означает, что он старается приспособиться к обществу и тратит на это много сил. Понимая теперь, как велик мир и как много в нем разных людей, только самым близким он может полностью и безоглядно доверить свои тревоги, эмоции и переживания.

ДОМА - "ХОРОШИЙ", В САДИКЕ - "УЖАСНЫЙ". "По-моему, воспитательница предвзято относится к моему сыну. Каждый день она рассказывает мне, как он безобразно себя ведет, дерется, забирает у детей игрушки и т. д. Но этого не может быть: он очень послушный, вежливый мальчик! Мы всегда проводили с ним очень много времени, пока я не вышла на работу, я всегда объясняла ему, что можно и что нельзя. Он всегда спрашивает у меня разрешения, если хочет что-то взять! Я просто не понимаю, разве может так быть, что я вижу одно, а без меня происходит совсем другое?.."

Да, такое вполне может быть, и даже часто так и бывает. И воспитательница, скорее всего, абсолютно не преувеличивает. Дело в том, что если родители очень много внимания уделяют правильному воспитанию, слишком контролируют ребенка, оберегают от принятия неверных решений, то ребенок трех-четырех лет, оставшись в садике без них, просто теряется. Он как бы остается без своей СОВЕСТИ, как говорит пословица - "без царя в голове", ведь его способность к самоконтролю еще не развилась, а дома его совестью и контролем были мама и папа. 

Оставшись один, ребенок пытается найти взрослого, который смог бы, как мама, помогать ему быть "правильным". Именно для этого он ведет себя вызывающе, этот вызов говорит: "Пожалуйста, обуздайте меня, укажите мне мои границы, ВЫДЕРЖИТЕ меня!" Чаще всего доброжелательность окружающих взрослых помогает в скором времени ребенку поверить, что для того чтобы быть достаточно хорошим, вовсе не обязателен постоянный контроль взрослых. "Я МОГУ САМ СЕБЯ КОНТРОЛИРОВАТЬ!" - вдруг говорит себе ребенок, если видит, что его проделки - вовсе не катастрофа для окружающего мира, а взрослые, в общем-то, любят совершенно разных малышей - и тихих, и шустрых. Успокоившись по поводу отсутствия постоянного постороннего контроля за собой, ребенок начинает чувствовать себя увереннее и лучше общаться как со взрослыми, так и со своими сверстниками.

Как уход из садика домой может рассказать о чувствах ребенка 

Первая ситуация: "Меня моя дочь удивляет: утром она устраивает сцены, что не хочет идти в садик, а вечером, когда я прихожу ее забирать домой, она меня просто не замечает. Продолжает играть, болтает со своими девочками! Я ее зову, жду, разговариваю с воспитателем - в общем, минут сорок проходит, пока мы выйдем на улицу. А утром опять: "Не хочу!"

Вторая ситуация: "Мне кажется, что моего сына в садике обижают. Нет, он об этом не говорит. Даже идет утром в садик с удовольствием, игрушки какие-то собирает, меня торопит, чтобы не опоздать, а то "Лена Николаевна ругается" - в общем, все как бы хорошо. Но ведь когда я прихожу за ним вечером, он сразу за меня хватается, тянет уходить, не дает ни с кем поговорить, иногда даже плачет, если я хочу задержаться, о чем-то спросить воспитателя. Я его спрашиваю: "Тебя кто-то обидел?" - он говорит "нет", у воспитательницы спрашиваю, что случилось, она говорит, что все было нормально... Но ведь ЧТО-ТО происходит?!"

Встреча ребенка с мамой после разлуки о многом может рассказать. Действительно, и родители, и воспитатели, и психологи давно заметили, что дети делятся условно на три группы. Встреча одних с мамой очень похожа на первую ситуацию, встреча других - на вторую. А вот третьи, увидев, что за ними пришла мама, подбегают к ней, здороваются, потом бегут попрощаться со всеми или положить на место игрушки, возвращаются к маме, одеваются и т. д.

Конечно, третья ситуация гораздо удобнее и приятнее для родителей. Такое развитие событий говорит о том, что ребенок уже вполне адаптировался к садику, новым друзьям и порядкам. Еще это показывает, что ребенок уверен в том, что мама тоже неплохо проводит свой день и за нее не нужно волноваться.

А еще это говорит о том, что режим дня в семье устоялся, что малыш достаточно хорошо ориентируется во времени, примерно знает, когда нужно заканчивать игру и идти домой, когда мама закончит работу, в каком настроении придет и какие дела предстоят ей и ему потом.

Как правило, все дети приходят к такому пониманию расставания с родителями на целый день. Но не сразу.

Психологи середины XX века много наблюдали за тем, как маленькие дети отпускают своих родителей и как встречаются с ними снова. Задавали вопросы родителям о разных аспектах их отношений с детьми. Эти исследования дают нам сейчас возможность понять, что же происходит с малышом, не желающим покидать садик или жалующимся маме на несуществующие обиды.

Дело в том, что готовность малыша к расставанию с мамой заключается не только в его понимании, что вокруг будут добрые люди и интересные игрушки. Главное в этой готовности - это сохранение представления о маме в своей душе, ведь именно на ее мнение маленький ребенок ориентируется в разных ситуациях.

Вы замечали, как годовалый ребенок перед тем, как что-то взять, бросает быстрый взгляд на маму, как бы спрашивая: "Можно? Все в порядке?" Трехлетний ребенок уже не всегда смотрит на маму, но он всегда старается "свериться" в своих мыслях: "А мама не заругает? А маме это понравится?"

Такая "сверка" легче дается ребенку, мама которого достаточно предсказуемый и постоянный человек, и ребенок хорошо знает, за что она ругает, за что хвалит, когда какое настроение у нее может быть. Если же ребенок не очень хорошо понимает маму, ему нужно ее присутствие, чтобы "изучить" ее и понять, в каком она настроении, как у нее дела, и вообще "все ли в порядке в мире".

Если мама - очень импульсивная натура и у нее часто меняется настроение или она слишком часто и непредсказуемо для ребенка уходит и приходит с разными, непонятными ему впечатлениями и эмоциями, ребенок может встречать ее так, как описано в первой ситуации.

Ребенок не "не замечает" маму, он хорошо знает, что она пришла. Но он не знает, какое у нее настроение, как прошел ее день, рада она ему или чем-то озабочена и не думает о нем...

Вот чем занимается малыш, когда "не хочет" уходить из садика! Он знакомится с мамой! Ему просто нужно время, чтобы с ней встретиться, почувствовать ее, вернуться к ней и пойти с мамой, понятной и родной.

Если мама много работает, устает, волнуется из-за работы или других "взрослых" дел и ее озабоченность и переживания часто видит малыш, он может встречать ее так, как описывается во второй ситуации. Его никто не обидел в садике! Просто он очень переживает, не обидел ли кто-то маму, пока ЕГО не было рядом с ней! Именно поэтому, увидев маму, он крепко-крепко держит ее, как бы говоря: "Никому тебя не отдам!"

В такой ситуации ребенок действительно может спокойно утром собираться в садик (ведь он хочет помочь маме!), но к вечеру его волнение за нее становится слишком сильным, и маленький защитник (или защитница) просто не справляется со своими эмоциями.

Замечание: разные ситуации случаются между взрослыми и детьми в садике. И не все в них так однозначно, как иногда кажется. Главное, что должны знать взрослые, это то, что своим поведением РЕБЕНОК ВСЕГДА ЧТО-ТО ГОВОРИТ. Он не все может сказать словами, но, присмотревшись к тому, как он себя ведет, можно многое понять о его мыслях, чувствах и переживаниях.

 

Моя дочь не запоминает цвета.

У меня такой вопрос: моей дочке через три месяца будет четыре года. Девочка очень развита, самостоятельная, потому что я черпаю знания из разных источников и стараюсь ее развивать разносторонне, но не могу понять, почему она не может запомнить цвета. Знает черный, красный, а другие путает или говорит: "Не знаю” или "Такой, как трава” т.е. дальтонизма у нее нет, память хорошая (хорошо запоминает стихи). Учились мы в разных игровых формах, проходит некоторое время, прошу повторить – молчит. Недавно общалась с мамой одного мальчика, которому четыре года и два месяца, - такая же проблема. Скажите, пожалуйста, с чем это связано, и дайте ответ.

Вы задали очень интересный вопрос. Многие мамы недоумевают – цвета с ребенком учим, даже разные методики используем, память хорошая, цветоаномалий у ребенка нет, а вот четких ответов "красный кубик”, "зеленая лягушка”, "синий шарик” от малышей добиться невозможно. В чем же дело?

Есть возрастные нормы, на которые ориентируются педагоги и психологи. Но мы должны понимать, что не все дети вписываются в средние показатели. В возрасте 5-6 месяцев дети начинают выбирать игрушку по цвету. Осознанное ощущение цветов формируется позже. Только в возрасте 2,5-3,5 лет дети начинают правильно называть цвет предметов (обратите внимание на слово "начинают”). Развитие же различных цветов и их оттенков продолжается в дошкольном возрасте. Все дело как раз в том, что вы хотите получить от ребенка все сразу. Предлагаю "не зацикливаться” на цветовосприятии. Занимайтесь с ребенком всем понемногу – развитием и сенсорики, и моторики, и памяти, и мышления. Учите цвета – пусть это будут песенки и стишки. Займитесь рисованием. Пусть цвета для ребенка станут чем-то удивительным и интересным, пусть каждый цвет будет эмоционально окрашен. Тогда незаметно придет и понимание, и очень скоро дочка порадует вас своими новыми умениями.

 Ребенок не может запомнить, где "лево”, а где "право”     

Как научить ребенка понимать, где "лево”, а где "право”? Я пробовала уже всеми способами, и веревочку привязывала, и стишок даже сочинила про "лево-право”, но сын все время путает. Ему пока пять с половиной, но скоро ведь в школу идти, там его просто засмеют. Муж, кстати, до сих пор путает, и машину поворачивает налево, если просишь повернуть направо. Это что, наследственное?

Представление о том, что у него есть правая часть тела и левая часть тела, впервые появляется у ребенка приблизительно в возрасте двух-трех лет. Но это только представление, а вот называть все словами малыш еще не может. Только к шести годам (имейте в виду, что все дети разные) ребенок может говорить: "Моя правая рука”, "Моя левая нога” и так далее. Это не что иное, как умение ориентироваться в пространстве, и оно очень важно для развития детского мышления и речи.

Для того, чтобы развивать у ребенка понимание понятий "право-лево”, можете пользоваться всевозможными приемами. Например, делая утреннюю гимнастику, во время проговаривания упражнений для ребенка все время повторяйте: "Правая рука, левая рука, правая нога, левая нога, повернулись направо, теперь налево”. Придумайте ориентир, по которому ребенок будет без труда понимать, где, например, правая рука. С веревочкой это вы неплохо придумали. Но ориентир должен быть у ребенка всегда, поэтому у девочки это может быть браслетик, у мальчика – детские часы на руке. Теперь методом исключения он будет определять, что та рука, на которой нет часов или браслета, - левая. Поиграйте с сыном в интересную игру, для которой вам понадобится только листочек в клеточку и карандаш. От какой-то определенной точки ребенок будет рисовать "дорожку” по вашей команде: одна клеточка влево, две клеточки вправо, одна клеточка вверх, три клеточки влево и так далее.

Важно, чтобы ребенок мог определить свою правую или левую руку, но право-лево своего собеседника. Здесь вам может помочь самое обыкновенное зеркало, с помощью которого вы сможете объяснить ребенку, почему изображение получается перевернутым. Но это будет второй этап обучения, а пока осваивайте начальный уровень и не ругайте ребенка, если у него что-то не получается.

 Ребенок не разговаривает

Дочке почти два годика, но она почти не разговаривает. Были у невропатолога, врач сказал: "Ничего страшного, иногда так бывает, что ребенок молчит-молчит, а потом начинает сразу говорить предложениями”. Но я так сильно переживаю, подскажите, до какого возраста все-таки ждать этого речевого "прорыва”?

Вы совершенно правы в ваших тревогах. И хотя вовсе не факт, что не произойдет так, как прогнозирует доктор, мама прежде всего должна прислушиваться к своей интуиции. Что касается речевого развития, то вот на что нужно обращать внимание с самого рождения: обращает ли ребенок внимание в первые месяцы жизни на речь, обращенную к нему? Уже к концу первого года малыш должен откликаться на свое имя и понимать основные "нельзя”. К 13 месяцам словарный запас должен состоять хотя бы из двух слов. Если такого не произошло – обратитесь к специалистам. В два года малыш должен обязательно реагировать на просьбы взрослого: "дай мишку!”, "отнеси ложку”. А в два с половиной года ребенок должен овладеть фразами, которые состоят хотя бы из двух слов.

Проанализируйте речевое развитие своего ребенка по этим параметрам. Вас что-то смущает?. Тогда обращайтесь к детским психоневрологам, психологам, логопедам. Они помогут правильно поставить диагноз и научат ребенка говорить, по крайней мере, вы будете одиноки со своими проблемами.

 Ребенок слишком быстро и неразборчиво говорит 

Дочке пять лет. Она говорит очень быстро, взахлеб. Ее речь похожа на какую-то скороговорку. А временами она запинается, делает большие паузы. Скажите, это проблема, с которой мы можем справиться сами, или нам нужен специалист, например логопед?

Начните  себя, то есть с семьи. Обратите внимание на то, как разговаривают ваши домашние. Скорее всего, кто-то из членов семьи говорит именно так – быстро и непонятно, а ребенок просто копирует взрослого, потому что он привык к такому темпу речи, слышал, что звуки произносятся именно так. К логопеду, конечно же, сходите. Он подскажет вам специальные упражнения, которые сделают речь ребенка плавной.

А еще обратите внимание на режим дня вашей малышки, на то, как она реагирует на яркие впечатления, насколько она эмоциональна. Такая быстрая речь свойственна как раз эмоциональным малышам, которые очень чувствительны к новым впечатлениям. И значит, обращаться с такими детьми нужно очень бережно. Впечатлений не должно быть с избытком. Просмотр телевизора лучше заменить спокойной прогулкой, занятия по каратэ – плаванием, перед сном не играть в подвижные игры, а почитать добрую сказку. Договоритесь с дочкой о специальных знаках. Скажем, если она будет слишком торопиться и волноваться, вы подадите условный сигнал (подмигнете). И это будет знак: стоп, нужно немного притормозить, говорить медленнее. Читайте дочке вслух, причем ваше чтение должно быть плавным, без рывков и длинных пауз. 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»